62.752 О-66 Орленко, Алексей Иванович. Особенности динамики коллекторно-щёточного узла тягового электродвигателя электровоза с учётом неудерживающих связей / А. И. Орленко, А. В. Елисеев. - Текст : электронный // Кулагинские чтения: техника и технологии производственных процессов : XVII Международная научно-практическая конференция, 27-30 ноября 2017 г., Чита : посвящается памяти первого ректора Читинского политехнического института Ю. В. Кулагина: в 3-х ч. / редакционная коллегия А. В. Шапиева [и др.]. - Чита : ЗабГУ, 2017. - Ч. 3. - С. 148-154
Аннотация: Представлены на обсуждение методологические подходы к задаче учёта неудерживающих связей между элементами коллекторно-щёточного узла тягового двигателя электровоза. Разработаны методики оценки режимов движения с зазором между щёткой и коллектором. Предложен подход к определению условий ненарушения контакта щётки с прижимным механизмом.
Перевод тепловозов на альтернативное топливо. - Текст : электронный // Железные дороги мира : русское издание : ежемесячный научно-технический журнал. - М. : Российские железные дороги, 2024. - N 2. - С. 38-42
Аннотация: В сентябре 2023 г. железные дороги Ирландии (Iarnród Éireann, IÉ) согласовали с латвийской компанией DiGas проект переоборудования грузового тепловоза серии 071 с целью перевода на водородное топливо. Компания уже реализовала и продолжает осуществлять ряд других проектов в области внедрения альтернативных видов топлива для подвижного состава.
Мищенков П. Г. Системы противобоксовочной защиты локомотивов с асинхронным тяговым приводом / П. Г. Мищенков. - Текст : электронный // Локомотив : ежемесячный производственно-технический и научно-популярный журнал. - М. : Российские железные дороги, 2024. - N 2. - С. 12-13
Аннотация: Со времен создания первых локомотивов возникла проблема боксования колесных пар тягового подвижного состава, которая становилась более актуальной при увеличении мощности локомотивов и массы поездов. В настоящее время для защиты от боксования используются различные способы — от ручной подсыпки абразивных материалов в пятно контакта «колесо-рельс» до применения различных автоматических противобоксовочных систем, обеспечивающих одинаковое распределение нагрузки на тяговые электродвигатели или реализующие схемную защиту при проскальзывании колесных пар.
3ЭС8 «Малахит»: безопасный локомотив будущего на отечественных агрегатах. - Текст : электронный // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте : федеральный журнал для руководителей и специалистов отделов по охране труда и технике безопасности, главных инженеров предприятий железнодорожного транспорта. - Москва : Панорама, 2023. - N 6. - С. 21-24
Аннотация: Полностью российский грузовой электровоз постоянного тока 3ЭС8 «Малахит» в августе 2023 года получил сертификат соответствия требованиям ТР ТС 001/2011. Это дает возможность «Синара - Транспортные Машины» (СТМ) приступить к его серийному выпуску. Ожидается, что уже в конце этого года 3ЭС8 начнет водить поезда по Свердловской и Западно-Сибирской магистралям. В дальнейших планах производителя - выпустить на основе базовой модели локомотив переменного тока и двухсистемную машину
Карпов А. Е. Тяговый привод инновационного подвижного состава / А. Е. Карпов, Е. В. Николаев, Д. Н. Шевченко. - Текст : электронный // Локомотив : ежемесячный производственно-технический и научно-популярный журнал. - М. : Российские железные дороги, 2023. - N 12. - С. 31-35
Аннотация: В современной мировой практике обязательными свойствами новой железнодорожной техники становятся высокие экономичность и технологичность, надежность и долговечность, безлюдные (малолюдные) технологии. Важнейшим качеством транспортных средств нового поколения является динамичность. Новые качества возможно получить только применяя концептуальные, принципиально новые конструктивно-технические решения, основанные на самых передовых инновационных научных разработках. В статье расскажем о том, на каких принципах создается тяговый привод инновационного тягового подвижного состава (ТПС) за рубежом.
Онищенко Д. О. Вектор развития ДВС задает экология / Д. О. Онищенко. - Текст : непосредственный // Железнодорожный транспорт : Ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал. - М. : ОАО "Российские железные дороги", 2023. - N 5. - С. 44-47
Аннотация: Показано, что ближайшая цель: сокращение глобальных выбросов парниковых газов минимум на 50 % - может быть достигнута только с помощью применения перспективных транспортных технологий, в числе которых использование электрических приводов, систем гибкого управления, а также альтернативных видов топлива. Подчеркнуто, что поскольку в настоящее время уже наблюдается расширение экологических ограничений для транспортной отрасли, они будут обусловливать еще более радикальное изменение конструкции существующих двигателей и широкое привлечение наукоемких технологий.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ №2 (1) Свободны: ЧЗ №2 (1)
Оптимальное управление асинхронным приводом вспомогательных машин электроподвижного состава / Ю. М. Кулинич, С. А. Шухарев, В. К. Духовников, Д. А. Стародубцев. - Текст : электронный // Вестник ВНИИЖТ : научно-технический журнал. - 2023. - Том 81, № 1. - С. 70-79
Аннотация: Рассмотрена задача повышения энергоэффективности асинхронного привода, в частности, вспомогательных электрических машин электровоза.
Воробьев, Александр Алфеевич. Повышение экологической безопасности автомобильного транспорта / А. А. Воробьев, С. А. Метлякова. - Текст : непосредственный // Техник транспорта: образование и практика : научно-практический журнал по подготовке кадров для транспорта. - Москва : ФГБУ ДПО "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2022. - Т. 3, Вып. 4. - С. 435-440
Аннотация: Рассмотрено влияние перевода автомобильного транспорта на природный газ (ПГ) на экологическую безопасность, изменение содержания выбросов токсичных и канцерогенных веществ с отработавшими газами. Большинство традиционных топлив не обеспечивают низкий уровень выбросов, притом, что требования постоянно ужесточаются. Высокое содержание вредных веществ в продуктах сгорания автомобильных двигателей оказывает негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения. Это заставляет обратить внимание на альтернативные топлива, в частности на ПГ, его применимость на автомобильном транспорте и условия достижения требуемого уровня экологической безопасности с его использованием.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ №1 (1) Свободны: ЧЗ №1 (1)
Балабин В. Н. О повышении эффективности прогрева двигателей тепловозов / В. Н. Балабин. - Текст : непосредственный // Железнодорожный транспорт : Ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал. - М. : ОАО "Российские железные дороги", 2022. - N 11. - С. 31-35
Аннотация: Рассмотрены результаты исследований ученых РУТ (МИИТ) за разные годы, посвященные различным системам экономии дизельного топлива в зимний период за счет снижения его расхода при прогреве дизелей тепловозов с помощью систем самопрогрева, прогрева от внешних передвижных источников энергии и стационарных деповских систем прогрева.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ №2 (1) Свободны: ЧЗ №2 (1)
Евсеев, Вячеслав Юрьевич. Система автоматического управления силовым полупроводниковым преобразователем для тепловозов с коллекторными тяговыми двигателями / В. Ю. Евсеев, А. Н. Савоськин. - Текст : непосредственный // Электротехника : научно-технический журнал - коллективный член Академии электротехнических наук РФ. - Москва : Фирма "Знак", 2022. - N 9. - С. 15-19
Аннотация: Рассмотрены структура, принцип работы и преимущества транзисторного преобразователя для тепловозов с коллекторными тяговыми двигателями. Приведены функциональная структура системы автоматического управления преобразователем для режима тяги, математическая модель привода, использованная для расчетов и результаты математического моделирования работы тягового привода в стационарных и динамических режимах. Рассмотрены электромагнитные и электромеханические процессы, происходящие в тяговом приводе при полном возбуждении, а также при усилении и ослаблении возбуждения. Сделаны выводы о работоспособности предложенной системы автоматического управления тяговым полупроводниковым преобразователем.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ №1 (1) Свободны: ЧЗ №1 (1)
Повышение энергоэффективности асинхронного тягового электропривода локомотивов / Г. А. Федяева, Ю. М. Иньков, А. Г. Надточей, Д. В. Конохов. - Текст : электронный // Электротехника : научно-технический журнал - коллективный член Академии электротехнических наук РФ. - Москва : Фирма "Знак", 2022. - N 9. - С. 61-66
Аннотация: Проанализирована проблема снижения активной составляющей тока статора и энергоэффективности асинхронного электропривода при уменьшении нагрузки, определён предпочтительный критерий оптимизации системы управления тяговым электроприводом локомотива, представлена методика расчёта зависимости потокосцепления статора от тока статора, оптимизированной по критерию минимума тока статора асинхронного двигателя. По приведенной методике рассчитана оптимальная зависимость потокосцепления от тока для тягового двигателя АД917УХЛ1, применяемого на российских тепловозах, выполнена аппроксимация рассчитанной зависимости, приведены графики КПД при обычном и энергоэффективном управлении электроприводом; при малых нагрузках и энргоэффективном управлении КПД двигателя увеличивается на 12 %.
Михальчук, Николай Львович. Электромагнитные процессы в силовой схеме электровоза с управляемым преобразователем возбуждения / Н. Л. Михальчук, А. Н. Савоськин, А. А. Чучин. - Текст : электронный // Электротехника : научно-технический журнал - коллективный член Академии электротехнических наук РФ. - Москва : Фирма "Знак", 2022. - N 9. - С. 34-42
Аннотация: Для улучшения условий сцепления колес электровозов с рельсами предлагается использовать тяговые двигатели с независимым возбуждением. С этой целью в силовой схеме электровоза однофазно-постоянного тока предлагается использовать управляемые преобразователи возбуждения, шунтирующие каждую обмотку возбуждения. Приведена силовая схема электровоза, математическая модель силовой цепи электровоза, позволяющая выполнить исследования работы управляемого преобразователя возбуждения. Представлены результаты математического моделирования электромагнитных процессов при работе управляемого преобразователя возбуждения в нормальном режиме возбуждения, режимах подпитки и отпитки. Предложенное решение позволяет обеспечить плавное непрерывное управление токами возбуждения тяговых двигателей в режимах независимого и последовательного возбуждения без разрыва силовой цепи и потери силы тяги.
Сравнительная характеристика электроприводов с системой векторного управления асинхронным двигателем / Ю. М. Иньков, А. С. Космодамианский, А. А. Пугчев [и др.]. - Текст : электронный // Электротехника : научно-технический журнал - коллективный член Академии электротехнических наук РФ. - Москва : Фирма "Знак", 2022. - N 9. - С. 20-26
Аннотация: Показана актуальность применения электроприводов с системами векторного управления асинхронными двигателями на тяговом подвижном составе. Дана сравнительная оценка электроприводов с алгоритмами широтно-импульсной и пространственно-векторной модуляции напряжения автономного инвертора в составе системы векторного управления асинхронного двигателя. Синтезирована система векторного управления с ориентацией по потокосцеплению ротора, приведена ее функциональная схема. Разработана математическая модель и функциональная схема системы управления двухуровневого автономного инвертора напряжения, реализующая алгоритмы пространственно-векторной модуляции. Разработанные схемы собраны в программном комплексе MATLAB Simulink; по известным и ранее апробированным математическим зависимостям также собрана система управления инвертором, реализующая широтно-импульсную модуляцию. Приведены результаты моделирования для электропривода с асинхронным двигателем мощностью 110 кВт, модель которого учитывает потери в обмотках статора и ротора и в магнитопроводе статора; выполнен анализ энергетической эффективности и влияния способа модуляции на показатели качества электроприводов.
Савоськин, Анатолий Николаевич. Анализ управления скольжением колесных пар грузового электровоза с асинхронными тяговыми двигателями / А. Н. Савоськин, Н. Д. Шилин. - Текст : электронный // Вестник ВНИИЖТ : научно-технический журнал. - 2022. - Том 81, № 3. - С. 230-239
Аннотация: В статье отражены результаты исследования параметров скольжения колесных пар электровоза с асинхронными тяговыми двигателями и поосным управлением силой тяги, полученных в ходе проведения опытных поездок на участке железной дороги при различных условиях сцепления. Представлена методика исследования срывов сцепления колесных пар электровозов с асинхронными тяговыми двигателями.
Ким, Гым Чхор. Реализация алгоритма модуляции пространственного вектора напряжения с помощью искусственной нейронной сети / Гым Чхор Ким, Гым Сен Ким. - Текст : электронный // Техник транспорта: образование и практика : научно-практический журнал по подготовке кадров для транспорта. - Москва : ФГБУ ДПО "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2022. - Т. 3, Вып. 2. - С. 176-182
Аннотация: Предложен алгоритм пространственно-векторной широтно-импульсной модуляции (ШИМ) (Space vector pulse width modulation - SVPWM) на основе искусственной нейронной сети.
Балабин В. Н. Особенности настройки дизельных двигателей тепловозов / В. Н. Балабин. - Текст : непосредственный // Железнодорожный транспорт : Ежемесячный научно-теоретический технико-экономический журнал. - М. : ОАО "Российские железные дороги", 2022. - N 8. - С. 46-50
Аннотация: Показано, что для уменьшения расхода топлива тепловозом в процессе эксплуатации требуется соответствующая настройка характеристики его дизеля в пункте реостатных испытаний (ПРИ), при этом ПРИ должен быть оснащен приборами, способными измерять расход топлива с необходимой точностью. В качестве таких приборов предложено использовать разработанные сотрудниками РУТ (МИИТ) ролико-лопастные расходомеры (РЛР). Приведены краткое описание конструкции РЛР, их основные характеристики и схема включения в ПРИ. Отмечены особенности настройки тепловозной характеристики дизеля с применением РЛР.
Имеются экземпляры в отделах:
всего 1 : ЧЗ №2 (1) Свободны: ЧЗ №2 (1)
Применение технологии цифровых двойников при разработке тяговых асинхронных электродвигателей / А. В. Захаров, А. М. Зайцев, А. С. Кобелев. - Текст : электронный // Электротехника : научно-технический журнал - коллективный член Академии электротехнических наук РФ. - Москва : Фирма "Знак", 2022. - N 4. - С. 26-33
Аннотация: Приведены основные результаты разработки цифрового двойника тягового электродвигателя ТАД3ВМ280-4У2 для привода перспективного метропоезда. Приведен перечень математических моделей , включенных в состав цифрового двойника и показано взаимодействие между математическими моделями и реальным объектом. На основе использования взаимодействующих моделей решены задачи поиска наилучшей формы аксиальных каналов статора и выполнена оптимизация шлицевой зоны паза ротора. Приведен пример моделирования разгона электродвигателя в условиях движения нагруженного состава; для данного численного эксперимента найдены наилучшие параметры настройки зависимости напряжения от частоты для преобразователя со скалярным управлением. Поставлен вопрос о необходимости изменения концепции формирования технических требований на тяговые электрические двигатели.
Васильева С.А. Новые локомотивы - новые проблемы содержания пути / С. А. Васильева, А. И. Борц, О. Н. Ваганова. - Текст : электронный // Путь и путевое хозяйство : научно-популярный, производственно-технический журнал. - М. : Российские железные дороги, 2021. - N 6. - С. 9-12
Аннотация: Основной задачей развития железнодорожного транспорта является повышение грузооборота. Отсюда актуальны вопросы разработки и внедрения локомотивов с повышенными тяговыми характеристиками. С 2010 года Уральским заводом железнодорожного машиностроения выпускается двухсекционный восьмиосный электровоз постоянного тока с асинхронными двигателями 2ЭС10 "Гранит". Он способен вести поезд массой 9000 т. на участках с равнинным профилем и 6300 т. - на участках с горным профилем.
Плотников, Сергей Михайлович. Оптимизация комбинированного торможения двигателя постоянного тока независимого возбуждения / С. М. Плотников. - Текст : электронный // ИЗВЕСТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ЭЛЕКТРОМЕХАНИКА. Том 63 : научно-технический журнал. - М. : Министерство образования и науки Российской Федерации, 2020. - N 4. - С. 38-42
Аннотация: Показано, что комбинированное торможение двигателя постоянного тока независимого возбуждения, сочетающее динамический режим и режим противовключения, сокращает время останова в 1,82 раза по сравнению с чистым динамическим торможением и в 1,63 раза по сравнению с торможением противовключением. На основании анализа площадей, охватываемых механическими характеристиками торможения, получено кубическое уравнение, решение которого дало значение скорости переключения из динамического режима в режим противовключения, обеспечивающее минимальное время останова. Данное выражение содержит два паспортных параметра двигателя – номинальную скорость и номинальный КПД. Представленные результаты применимы для настройки аппаратуры автоматического управления электроприводом, обеспечивающим минимальное время торможения.